Великие художники нередко творили в области театра, создавая декорации и костюмы. Когда говорят о театре двадцатого века, часто вспоминают Мейерхольда, Товстоногова и Вампилова, но, если говорить о самых необычных постановках и революциях в этой сфере, вспоминаются другие, не менее громкие имена.
1. Театр Евреинова
Во времена модерна в России особым событием театральной жизни стал чудесный «старинный театр» Евреинова. В основе этого явления лежала идея возрождения средневековых театральных традиций. На подмостках снова появились рыцари, драконы и принцессы, но всё это подкреплялось новейшими спецэффектами и машинами. Особенно интересно то, что в Средние века в религиозных театральных представлениях часто показывали чудеса, изобразить которые было крайне сложно, и эта задача требовала определённого мастерства и выдумки, зато производила мощное впечатление на зрителей.
2. «Парад» и другие постановки Дягилева
«Русские сезоны» были одним из самых ярких достижений русской культуры за всю её многовековую историю. Костюмы и декорации для балетов, таких как «Сказка о золотом петушке» и «Весна священная» создавали многие ведущие русские и зарубежные художники. Леон Бакст создавал восточных красавиц, Наталья Гончарова творила в духе русского наива и лубка. Но особенно запомнился зрителям балет «Парад», оформленный Пабло Пикассо на музыку Эрика Сати. В то время мастер находился в заключительной фазе своего кубистического творчества и готов был окончательно перейти на такую красивую и гармоничную классику, ведь его личная жизнь начинала понемногу налаживаться, хоть вокруг и бушевала Первая Мировая Война. Пабло Пикассо одел своих персонажей в необычные наряды из дробящихся фигур. Сюжет постановки (если это вообще можно назвать сюжетом), строился вокруг вымышленного представления, на которое публику созывают артисты цирка (а цирк — любимая тема раннего периода творчества Пикассо). Необычные костюмы и жёсткая авангардная музыка, за которую Сати прозвали «композитором пишущих машинок», привели к громкому скандалу, и при этом принесли успех мастеру Пикассо.
3.Театр Шлеммера
Оскар Шлеммер творил под вывеской театрального кружка школы немецкого дизайна «Баухауз». Им было создано множество костюмов, состоящих из сфер, полусфер, цилиндров и конусов. Костюмы Шлеммера, по сути, превращали артиста в живую марионетку как визуально, создавая ассоциации с куклой, так и физически, контролируя его движения. Театральная студия Баухауза была уникальной для заведений подобного рода. Стоит отметить, что профессора этой школы выступали за всеобщее, полноценное развитие учеников, включавшее не только театр, но и музыку, пение и спорт.
4. «Победа над солнцем»
Театр в эпоху русского авангарда расцвёл пышным цветом. Наиболее известная из многочисленных постановок тех лет – опера «Победа над Солнцем» Матюшина. Сюжету этой оперы позавидует любой фантаст. В опере поэты – футуристы пытаются колонизировать Солнце, побеждают силы природы и заменяют светило бездушной лампочкой. Именно в тот момент, когда побеждённое Солнце гаснет, появляется декорация с чёрным квадратом, позднее переделанная Малевичем в полноценную картину. Конечно, сегодня человечество пошло совершенно в другом направлении, и «технический» пафос Маяковского и Малевича раздражает и пугает. Культуре авангарда казалось, что природу нужно истреблять и подчинять, и только сейчас люди поняли, что самое лучшее, что мы можем с ней сделать – это оставить её в покое и поменьше эксплуатировать. «Победа над Солнцем» создавалась в те времена, когда высшей красотой считались двигатели, заводы и пропеллер вертолёта. Вся эта пьеса – торжество абсурдистских методов художников и драматургов тех лет. Персонажи носят странные, нелогичные имена и одеты в костюмы в духе супрематизма, но при этом обладают ярко выраженными характерами, отражёнными в их прозвищах.
5. Оптический театр русских кинетов
После тридцатых годов всё необычное искусство в СССР и все эксперименты с выразительностью ушли в тень. Кинетическое искусство, по правде говоря, в первые годы своего существования не было признано и в Европе, тем более в СССР. Но именно в рамках кинетического искусства существовал необычный театр, широко использовавший эффекты света и движения для создания неземной атмосферы. В этом театре широко применялись искусственно созданные «актёры» — машины, и строились грандиозные планы по внедрению технических новшеств в театр. Вращающиеся и сверкающие серебристые механизмы, потоки света и фантастические абстрактные композиции – этот театр и сегодня мог бы удивить искушённых зрителей.
Театр модернизма был далёк от аскетичности. Художники – декораторы и режиссёры были полны новых идей. Они хотели строить новое искусство, и, хотя чаще всего оказывалось, что их формы когда- то уже существовали, во времена мрачного начала человеческой истории, всё же эти люди отличались необыкновенным, для своего времени, оптимизмом и проявляли необычайную силу человеческого духа!