Дину звонит охотница Энни Хокинс. У неё остались книги Бобби, и она готова отдать их Винчестерам. Они договариваются встретиться в Бодега-Бэй, штат Калифорния. Но перед этим Энни идёт в дом с привидениями, где находит трупы двух только что убитых подростков. Внезапно входная дверь захлопывается. Дин и Сэм ждут Энни в ресторане и, когда она не появляется, начинают беспокоиться. Когда они вслед за Энни заходят в дом с привидениями, увязавшийся с ними Бобби обнаруживает в доме множество призраков. Включая Энни. Бобби и Энни узнают от одного из призраков, что для них есть два способа двигать предметы – используя полное спокойствие или огромную ярость. Сэм с Дином находят телефон Энни, но не могут понять, где же её тело. Винчестеры уходят, и Бобби вынужден уйти с ними, поскольку его призрак привязан к фляжке, которую носит с собой Дин.
Винчестеры узнают, что когда-то домом владел Уитман Ван Несс, который потерял фамильное состояние, открыл в доме бордель и нанял садовником бывшего каторжника, жестокого О’Коннела. Этот О’Коннел потом был осуждён за убийство невесты Ван Несса прямо в день их свадьбы, а также за убийства нескольких проституток. Он сбежал из-под стражи, и зачем-то вернулся в дом, где и был убит. Пока Дин моется в душе, Бобби пишет на запотевшем зеркале: «Энни заперта в доме». Дин зовёт Сэма и требует, чтобы призрак назвался. На зеркале появляется надпись: «Бобби».
Призрак О’Коннела пытается заставить пришедших в дом подростков уйти, и призрак Ван Несса уничтожает его. На самом деле это Ван Несс убил свою невесту и проституток. А теперь он убивает посетителей дома, и прячет их трупы в тайной комнате. Призрак одной из проституток, Виктории, предупреждает Энни, что для Ван Несса все призраки – пища. Когда Сэм и Дин приходят в дом, Бобби вынимает фляжку из кармана Дина и прячет в доме. Виктория рассказывает Сэму и Дину о призраках Бобби и Энни, и успевает немного рассказать о Ван Нессе прежде, чем тот уничтожает её. Ван Несс подкладывает ключ в карман Сэма и когда они едут на кладбище, чтобы сжечь его кости, он едет с ними. Винчестеры узнают об этом, когда он пытается устроить им аварию. Дин стреляет в ключ, отсылая Ван Несса обратно в дом. А пока его не было, Бобби и Энни находят тела жертв и готовятся сжечь их, чтобы освободить всех призраков дома, в том числе и Энни. Вернувшийся Ван Несс начинает «выпивать» Бобби, но Винчестеры успевают сжечь кости могущественного призрака. Когда Сэм и Дин возвращаются в дом, то обнаруживают, что теперь могут видеть призрак Бобби. По просьбе Энни Винчестеры хоронят её, как охотника. А вот Бобби уходить не собирается. Несмотря на предчувствие Дина, что всё это плохо кончится.
Интересные факты эпизода 7.19 «Вопрос жизни и смерти»
Вопрос жизни и смерти (англ. Of Grave Importance) — девятнадцатый эпизод седьмого сезона американского телесериала «Сверхъестественное». Дата выхода — 20 апреля 2012 года.
Сэму и Дину звонит Энни Хокинс, старая знакомая охотница, и просит о помощи. Когда они прибывают в город, узнают, что Энни исчезла. Они отслеживают её след до заброшенного дома, в котором водится сильный призрак.
Место действия — Бодега Бэй (штат Калифорния, США).
Название эпизода — от английского выражения «the place of grave importance».
Другой перевод названия эпизода — «Дело жизни и смерти» (англ. Of Grave Importance).
Цитаты эпизода 7.19 «Вопрос жизни и смерти»
Энни: Зашибись, мёртвая, призрак – я. Хреновое словосочетание.
Бобби: Ладненько. Я умею убивать оборотней, чинить старые авто и печь пирожки. Будь я проклят, если не смогу словить дзэн.
Актеры и персонажи эпизода 7.19 «Вопрос жизни и смерти»
Jared Padalecki ... Sam Winchester
Jensen Ackles ... Dean Winchester
Jim Beaver ... Bobby Singer
Jamie Luner ... Annie Hawkins
Antonio Cupo ... Whitman Van Ness
Elysia Rotaru ... Victoria Dodd
Craig Erickson ... Haskel Crane
Derek Gilroy ... Dexter O’Connell
Stephanie Van Dyck ... Debbie Tellen
Steve Richmond ... Dudley Scott (as Steven Richmond)
Billy Wickman ... Brian
Bonn Smith ... Jesse
Russell Roberts ... Quentin
Farrah Aviva ... Psycho Ghost
О съемках эпизода 7.19 «Вопрос жизни и смерти»
Дом с привидениями снимали в историческом здании Ванкувера Tulk House.
После того, как съёмочной группе удалось скрыть факт возвращения Бобби в серии «Вздрогнем, Гарт!» операция прикрытия продолжилась и на съёмках «Дела жизни и смерти». «Всегда можно ожидать, что фанаты, узнавшие, где мы снимаем, приедут на площадку, чтобы фотографировать и получить автографы, – рассказывает режиссёр Тим Эндрю. Мы не хотели раскрывать возвращение Джима Бивера, поэтому, например, в обеденный перерыв подгоняли машину очень близко к двери, чтобы он мог незаметно сесть в неё и уехать. А ещё он надевал головной убор или что-нибудь с капюшоном. Бобби – очень важный персонаж, так что его возвращение стало событием. И мне было очень приятно участвовать в создании этой серии».
«Для эмблемы мотеля «Воронье гнездо» я сперва нарисовала просто воронье гнездо, но получилось неудачно, – вспоминает художник-оформитель Мэри-Энн Лиу. Одно гнездо выглядело одиноким, так что я нарисовала парусник, качающийся на волнах, и пририсовала гнездо к нему».
Маскировка возвращения Бобби была не единственной проблемой на съемках этой серии. «Наши трудности были связаны с изменением правил существования призраков. Раньше призраки «гасли» (т.е. исчезали) только в нашем мире, но не в мире призраков, – объясняет глава отдела видеоэффектов Айвен Хайден. Поэтому мы должны были разобраться – способны ли они уходить по собственному желанию или они просто исчезают потому, что у них кончаются силы. Это был концептуальный шаг. Ещё одним большим новшеством стало то, что Уитман, убивая других призраков, крадёт их силу. Когда дело дошло до съёмок, нам не давали никаких указаний. Отделу видеоэффектов позволили самостоятельно создать крутой видеоряд».
«В сценарии было написано, что Уитман погружает свой кулак внутрь призрака и начинает светиться, вбирая энергию, – продолжает Айвен Хайден. А дальше есть сцена, когда он суёт руку внутрь Бобби, потом его кости сгорают и он сам вспыхивает, а его сила перетекает обратно в Бобби. Получается, что мы должны были придумать, как выглядит момент, когда призрак всасывает силу другого призрака. А когда мы это сделали, надо было придумать, как остановиться посередине процесса, сжечь одного призрака в пламени и заставить силу течь обратно в другого призрака. Мы решили, что у призраков тоже есть кожа. Не такая, как у живых, но у них есть некая оболочка. Есть внешняя поверхность и есть то, что внутри. Когда эта «кожа» распадается на пылинки, которые закручиваются вокруг руки другого призрака, зритель может видеть сияние души.
Обычно, когда мы делаем какой-то видеоэффект, мы смотрим на предыдущие сезоны, определяем, какие правила действовали, и как это смотрелось визуально, а потом применяем это к тому, над чем сейчас работаем. Если то, что зритель видит, повторяет то, что он видел раньше в похожей ситуации, это укрепляет мифологию. В сцене, когда Смерть вкладывал душу Сэма в его тело, душа светилась. То же было в сцене, когда Анна получала назад свою благодать. И у нас было ещё множество сцен на ту же тему, поэтому было логично сказать: «Эта светящаяся субстанция – и есть душа». Наша идея заключалась в том, что душа призрака – словно скелет, который существует под кожей призрака».
Зрители никогда не видели, чтобы при жизни Бобби использовал ту фляжку, к которой привязался его призрак и которую унаследовал Дин. В первый раз она всплыла в серии «Ох, уж эти детки!», была более подробно рассмотрена в серии «Вздрогнем, Гарт!» и стала очень важным элементом сюжета «Дела жизни и смерти». «Нам потребовалось некоторое время, чтобы найти правильную фляжку, – рассказывает специалист по реквизиту Крис Купер. В сценарии было написано, что это старая кожаная фляга. Мы нашли несколько таких старомодных фляжек в кожаных чехлах, но они все были внутри стеклянными, а стекло – не самая безопасная вещь для съемочной площадки. Фляжка должна была быть металлической. За всю историю сериала у нас было множество фляжек – в них наливали святую воду и тому подобное. Мы достали наш сундук с фляжками и начали искать ту, что послужила бы нам отправной точкой. И мы нашли точно то, что нам было нужно. Их оказалось три штуки, и размер как раз подходящий. Мы только добавили им кожаный чехол».
Одним из мест, куда фляжка Бобби в этой серии так не доехала, было кладбище, где покоились Ван Нессы, но зато сам мавзолей Ван Нессов переезжал с места на место. «Сначала мы построили его на натуре, но нам не удалось там поснимать, – рассказывает менеджер по натурным съемкам Расс Гамильтон. На натуре мы выбились из графика, но нам всё равно нужны были сцены в мавзолее, поэтому мы забрали его с собой… и сняли на студии».